Большая уральская тропа
бета

Поход по бывшей Висимо-Уткинской узкоколейке

Увлекательный маршрут по живописным местам по узкоколейке мимо дореволюционных приисков.
Параметры маршрута
Ближайший нп.
Палатка
Ночевка
Интересный кольцевой маршрут, продолжительностью 2 дня. Вперед БУТ идёт по живописным местам мимо дореволюционных приисков. В обратном направлении — по бывшей Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороге, на которой ещё в некоторых местах можно увидеть развалины станционных построек и шпалы. На маршруте предстоит преодолеть несколько бродов. Тропа поведёт мимо красивых прудов и озёр. Перепад высот на протяжении всего маршрута не превышает 100 метров, поэтому он подходит для путешествия на велосипеде.
Описание маршрута
Маршрут начинается с пейнтбольной площадки на территории горнолыжного комплекса «Гора Белая». Здесь  можно оставить машину на платной парковке.
В начале пути трек БУТ совпадает с эко-тропой «Авроринская», которая была построена в 2021 году. Деревянный настил проходит по лесу. На пути встречаются лестницы, мостики, открытые беседки, информационные аншлаги. Некоторые участки — грунтовые.

Через 1 км БУТ выходит к берегу Среднего пруда. За ним под прямым углом пересекает асфальтированную дорогу Нижний Тагил — посёлок Висимо-Уткинск — деревня Усть-Утка и через 200 метров выходит на грунтовку. На ней надо повернуть направо. Этот участок по просеке и по лесу промаркирован бело-красными метками БУТ.

Через 2 км дорога приведёт к плотине на реке Мартьян и Верхнему пруду. Через 500 метров пересечёт впадающую в пруд речку, а ещё через 1,8 км выходит к ЛЭП. останутся справа.
Далее 1,5 км — вдоль заброшенных карьеров и приисков, местами запруженной речки Чауж, которые останутся справа. Ещё 2 км по лесной дороге и маршрут выводит к прииску по добыче и переработке платины «Красный Октябрь». В этом месте Чауж также запружена, в конце XIX — начале XX века здесь работали драги. Примерно через 700 метров от прииска БУТ снова приводит к ЛЭП, которая почти под прямым углом уходит направо, а тропа — налево. Через 200 метров от этого т-образного перекрёстка дорогу пересекает Чауж. По лесу тропа выходит на заброшенную станцию узкоколейки Бобровка. Отсюда надо двигаться по бывшей узкоколейке на запад, хотя основной трек БУТ уходит на восток. До станции Урал — 7 км. Местами ещё можно разглядеть полусгнившие шпалы. Через 700 метров от урочища Урал будет развилка. Узкоколейка уходит прямо, а наш маршрут поворачивает на юг к жилой деревне Захаровка. За ней — пруд на реке Висим. А сразу за деревней — заброшенный прииск по добыче и переработке платины «Красногвардеец».
Дорога пересекает речку Рублёвку и ведёт на юго-восток по лесу на протяжении 1,5 км, затем плавно поворачивает в южном направлении и через 3,5 км выводит к посёлку Уралец в районе бывшей станции узкоколейки Дуниты. Мимо холма трек выходит на улицу Трудовая и асфальтированную дорогу Нижний Тагил — посёлок Висимо-Уткинск — деревня Усть-Утка. По Уральцу предстоит пройти 2,5 км. Миновав Средний пруд, надо свернуть направо, завершая кольцо. Оставшиеся 1,5 км предстоит снова пройти по эко-тропе «Авроринская» и финишировать на ГЛК «Гора Белая».
Точки притяжения на маршруте
Схема маршрута
Как добраться до точки входа
Из Екатеринбурга надо доехать на автобусе или скоростном поезде «Ласточка» до Нижнего Тагила. Оттуда с автовокзала в посёлок Уралец ходит автобус до ГЛК «Гора Белая» и посёлка Уралец. На автомобиле до горнолыжного комплекса — 164 км (время в пути — 2,5 часа).
Полезные контакты
МЧС
Администрация ГО Карпинск
Министерство природных ресурсов
и экологии Свердловской области
Хорошего похода и горы впечатлений!
Смотрите так же другие маршруты